midium.ru

Большая выгода малых предприятий

26 апреля 2010 10:57

Отрасль производства оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции развита в нашей стране пока пока не очень хорошо. А предприятий, которые используют для такого оборудования нанотехнологии, очень мало. О том, как создать завод-новшество, и в чем будут его преимущества, рассказал нашему корреспонденту технический директор НПК «Резонанс» Владимир Новиков.
Производство современного оборудования с использованием нанотехнологии для переработки сельскохозяйственной продукции - одна из самых актуальных задач ближайшего будущего Владимир Борисович, как вкратце Вы можете охарактеризовать кредо Вашей компании? - «Резонанс» существует на рынке сравнительно недавно. Компания не тратит огромных средств на рекламу, а добросовестно формирует свой деловой авторитет. Исповедуя принцип «для другого - как для себя», компания создает удобные в эксплуатации комплексы оборудования, что позволяет добиться научного подхода к процессам переработки и получения продукции высокого качества. Исходя из интересов заказчика, специалисты компании учитывают капитальные затраты, при которых в производственной деятельности предприятия будут минимизированы текущие расходы, следствием чего станет дешевая себестоимость продукции и высокая рентабельность производства. В группе наших сотрудников, выполняющих нужную интеллектуальную работу по различным направлениям, 3 доктора технических и медико-биологических наук, 5 кандидатов технических наук. Таким образом, предлагаемые предприятиям решения имеют в своей основе мощную научную, информационную и расчетную базу, выражают нестандартный оптимальный подход и не являются копиями традиционных сложных схем построения производства.

 - Владимир Борисович, каково, по Вашему мнению, сейчас положение дел на рынке оборудования для переработки сельхозпродукции?
 - Отечественное оборудование выпускается разрозненными отдельными единицами и по старинке рассчитано на централизованные плановые поставки сырья в больших объемах, начиная от 5 тонн в час. Поэтому за последние 15 лет в РФ не построено ни одного крупного современного предприятия по переработке овощей, фруктов, молока, лишь один крупный хлебозавод.
По продукции растениеводства комплексные решения стоимостью 44-74 млн. рублей для малых объемов сырья (переработка листовых овощей и корнеплодов, фруктов и ягод) предлагают иностранные компании из Германии, США. Эти вложения окупаются за 8-12 лет эксплуатации и не являются интересными для наших деловых людей. Что касается переработки продукции животноводства, здесь разброс более широк, но большей частью эта широта вызвана комбинацией самых различных заблуждений горожан-производителей относительно потребностей и возможностей сельских бизнесменов. Именно по этому экономические и экологические показатели поставок оборудования для сельхозпроизводителей не выдерживают какой либо критики. Хищническое использование части сырья с безнаказанным сбросом загрязнений в окружающую среду, разумеется, дает прибыль. Но если посмотреть внимательно через увеличительное стекло законов на такие комплексы, большинство из них подлежит закрытию. Поэтому в общем положение не радужное.

- Владимир Борисович, НПК «Резонанс» занимается формированием нестандартных технологических производств. Расскажите, почему был выбран этот сегмент рынка?
- Пошел четвертый год с момента создания предприятия, это сравнительно небольшой срок, но мы уже добились некоторых результатов. Первый год фирма адаптировалась подзапросы рынка пищевого оборудования. И вначале, не имея ярко выраженного собственного лица, делала то, что делает большинство других компаний - занималась выпуском отдельных единиц оборудования. Постепенно пришло понимание, что единицы не дают общего эффекта и являются лишь частями чего-то целого. Поэтому мы стали выпускать укрупненные производственные модули - крупные блоки заводского изготовления. Блок - это взаимосвязанный целостный технико-технологический поток с рабочим местом, полностью оснащенный всем необходимым и способный выпускать продукт (в крайнем случае, полуфабрикат). В предыдущем году постепенно вышли на принципиально новую схему- создание предприятий целиком с обеспечением их промышленным теплом, холодом, сжатым воздухом. Мы собираем из блоков, как дети из кубиков, заводы малой и средней мощности по переработке молока, производству мороженого, круп быстрого приготовления и другие.

- Расскажите, что собой представляет блок?
- У компании на сегодня имеется в наличии набор из 16 разных функциональных блоков. Например, блок приемки и первичной обработки молока, блок ледяной воды с холодильной установкой, потребляющей на 40% меньше электроэнергии, чем обычно, термохладостатный блок для получения кисломолочной продукции, вакуумно-выпарной блок, сушилка и т.д. Из этих блоков создается любой завод малой и средней мощности с практически любым ассортиментом выпускаемой продукции. «Резонанс» - единственная компания в РФ, которая получила сертификат именно на полный комплект оборудования, который дает готовую продукцию и может применяться в любой комбинации. Вот это и есть один из зародышей той самой инновационной экономики, о которой в последнее время так много говорят на самом высоком уровне. Когда нас просят дать адреса и телефоны предприятий, на которых работают данные блоки, мы отвечаем отказом. В процессе изготовления на заводе - приезжайте, смотрите, задавайте вопросы, фотографируйте и т.п. А после поставки заказчику - это уже его собственность, на которую мы не имеем прав. Собственники же не дают разрешения направлять к ним потенциальных конкурентов. Можно только сообщить, что на каждом из смонтированных нами предприятий заложено от 35 до 110 различных новых технических и организационных решений, сумма которых и дает положительный экономический эффект. Причем это не эксперименты, а практическое внедрение технологий, давно разработанных наукой и проверенных практикой. Просто они собраны в «нужном» месте в одно время.

- А как Вы относитесь к модным сейчас нанотехнологиям?
- Ни одно самое расчудесное решение, в том числе и нанотехнология, не способно вытащить из экономической ямы предприятие, а уж тем более целую отрасль. Здесь помогает опыт многих поколений ученых и производителей, разработки которых нами применяются системно. Работа с заказчиком начинается с подробных консультаций. Мы не беремся за проекты, не дающие высокой экономической эффективности, не дающей прибыли за срок более трех лет. Как это ни парадоксально выглядит, мы не пытаемся, во что бы то ни стало продать оборудование. Наше желание - сделать так, чтобы поставленное нами оборудование работало и приносило прибыль. Тогда и через три-пять-семь лет нас будут с радостью встречать, как лучших друзей. Угадайте с трех раз, к кому обратится руководство предприятия при необходимости расширения ассортимента, увеличения мощности и т.п.? Я думаю, что, скорее всего к нам. Процесс возведения предприятия из блоков занимает до полугода, причем выполняется он без проектных работ. Если заказчику нужен проект, он выполняется достаточно быстро - достаточно внутризаводской привязки прямоугольников-блоков к общим распределительным сетям подачи электроэнергии, питьевого водопровода, горячей и ледяной воды. Эффективность в современном постиндустриальном мире - это в любом случае система соединения информации с технологией производства и оборудованием. В рыночной экономике первично реализовать продукцию, поэтому все заявки от торгующих точек обрабатываются компьютерной программой и переводятся в сменное задание с максимально экономичным режимом. На основании этого, имея варианты, конечно же продаваемого количества разной продукции из одного и того же сырья, вычисляется рентабельность, т.е. выгодность. После этого руководитель организации подписывает наивыгоднейшее сменное задание - и начинается работа. Все вычисления оптимальной выгодности занимают не более 15 минут в смену.

- Расскажите о Ваших последних разработках.
- «Резонанс» - научно-производственная компания. Прежде чем что-то производить, мы мы исследуем сам процесс. Это касается и тех самых нанотехнологий, о которых в последнее время так много говорят. Каждое направление ведет доктор или кандидат наук. Они работают у нас не в штате, а по договорам. Один из них, например, ведет мембранное направление. В разработке находится сейчас оборудование с такой вот мембраной последнего поколения, которую вы сейчас держите в руках. Видите, мембрана, на первый взгляд, металлическая и непрозрачна на свет, но на самом деле это металлокерамическое молекулярное сито. Оно позволяет разделить молоко на два потока - белковый концентрат и раствор лактозы, причем служит в течение многих лет без замены. В течение этого года мы планируем выпустить блоки оборудования с использованием такой технологии, поставив их в серийное производство. В отечественной пищевой промышленности ничего подобного пока нет.
- В отличие от других производителей. Вы производите малые и средние заводы по переработке молока, включая изготовление мороженого?
- Да, и мы этим особенно гордимся, так, это заводы по производству натурального мороженого без применения сухого молока (золотая медаль выставки «Агропродмаш-2006»). Такой завод имеет базовую производительность - 1 тонна готовой продукции в смену, т.е. 14000 порций. Предприятие может «выдавать» 15 наименований мороженого в вафельных стаканчиках. На производство тонны продукта расходуется не более 2 тонн молока. Ввиду простоты и компактности такого завода хватает одного техника-механика в смену, который будет справляться с обслуживанием всего оборудования. Получается самое настоящее сливочное мороженое превосходного натурального вкуса.

- Расскажите о линии по переработке зерна, которую разработали специалисты Вашей компании.
- Линия по переработке зерна 200 кг/час у нас тоже необычная. Используется она для приготовления зернопродуктов, не требующих длительной варки, - круп быстрого приготовления и хлопьев. На линии производится прогрев увлажненного зерна высокочастотными волнами (безвредное ВЧ-излучение), и внутри зерна происходят интересные процессы - оно становится готовым еще до того, как превращается в крупу. Самое интересное, что зерно в процессе подобной обработки несколько меняет свой вкус. Это дает нам новые возможности формирования вкуса продукта. Например, обработка сырых семян сои произвела ликвидацию так называемый соевый привкус (который чувствуется порой в колбасах и сырах). Соя получилась со вкусом арахиса.
-Создав технологию переработки отходов с/х. Ваше предприятие доказало, что из любого отхода можно сделать удобрение.
-Выход навоза на животноводческих фермах настолько велик, что им загрязняется почва и поверхностные воды. Мы используем технологию переработки навоза на основе ферментирования отходов животноводства. Навоз закладывается в камеры поочередно каждый день, через пять дней можно отгружать компост. Мощность такого комплекса составляет от нескольких сотен килограммов до 50 тонн в сутки, при этом он не требует особого строительства, для размещения можно использовать существующие помещения. Такое оборудование действует в ряде регионов, специалисты говорят, что подобного удобрения требуется в два раза меньше, чем обычного компоста, оно не содержит семян сорных растений, отлично разлагается в почве.

- Когда-то послеспиртовая барда шла на кормление животных, сейчас она просто сливается «в никуда». Вы разработали технологию комплексной переработки барды. В чем ее суть?
- Многие спиртовые заводы производят спирт по устаревшей технологии. Барда - это та белковая основа зерна, что остается при выработке спирта-сырца. Раньше она применялась в качестве добавки к кормам на откормочных комплексах. Сейчас крупных специализированных комплексов очень мало, поэтому барду стали сливать куда попало. А барда - это белок, гниение которого подобно протухшему яйцу. По запаху можно представить, что это такое. К тому же барда быстро портится - в течение суток. Сложность, энергоемкость и дороговизна традиционных комплексов утилизации барды привели к тому, что предприятия предпочитают вообще ничего не делать, а просто отвозят ее «куда подальше» и сбрасывают. Такое стечение обстоятельств привело к появлению федерального закона об остановке предприятий, не утилизирующих барду. Закон должен был вступить в силу начиная с 2008 года, но этот срок (под стоны неуспевших ничего предпринять заводов) отложили еще на год. Технология у нас есть, но применять ее, пока не вступит в силу закон, никто не соирается. Да, затраты велики, но окупаемость вложений в переработку барды обеспечивается в пределах двух лет.
- Владимир Борисович, какие существуют проблемы между сельхозпроизводителями и создателями оборудования для переработки?
- Пока производитель не уйдет, хотя бы в мыслях, от сырьевой кабалы с посредниками и дешевыми закупочными ценами, мы не можем вести с ним диалог об эффективности наших заводов. Глубина переработки сырья с переходом к торговле готовой продукцией -вот что понимали наши предки под максимальной выгодой для жителя села. Впоследствии в XX веке, в период безусловного доминирования крупного производства перед средним и мелким, этот подход в нашей стране был безвозвратно утерян. Сейчас на эту же тему только начали размышлять. Степень взаимопонимания и мысленной готовности к сотрудничеству обеих сторон (жителей села и производителей оборудования) в массе своей очень низка. Например, не всегда на должном уровне находится качество первичного сырья, из которого трудно сделать «конфетку». С другой стороны, у производителей наблюдается чрезмерное увлечение компьютеризацией устаревающего оборудования, работающего на изживших себя принципах. Подобные рассогласования мы стараемся преодолевать по мере сил, навязывая ничего извне. Тесное взаимодействие при обоюдном желании достичь лучших итоговых результатов - вот основа для продуктивного сотрудничества. Никого нельзя насильно сделать счастливым. Поэтому желаю труженикам села хороших условий труда и высоких результатов, ведь мы делаем общее дело.


К списку проектов




Rambler's Top100