midium.ru

Экономика должна быть экономной

2 июня 2010 10:24

В дискуссиях между политическими оппонентами зачастую можно услышать достаточно противоречивые суждения о состоянии украинской экономики. Причем точка зрения напрямую зависит от «места сидения», что понятно. Комично другое - в условиях частой смены высших эшелонов власти вчерашние «владетельные лорды», оказавшись не у дел, торопятся рассказать общественности об экономической пропасти, на грани которой стоит Украина. В то время как еще недавно от них же звучали заявления в стиле «все хорошо прекрасная маркиза».
Недавняя же оппозиция, обретая власть, характеризует экономическую ситуацию как, в общем, неплохую. А если что-то кому-то не нравится - так это наследие предыдущего антинародного режима.
Обе стороны засыпают друг друга статистическими данными, умными словами и мантрами то ли о прорыве, то ли об обрыве в экономике. Объединяет их одно - переоценка степени влияния политического Олимпа на экономику в общем. Нет, баланс конкретных предприятии зачастую зависит от имени премьер-министра, однако о системном влиянии политических процессов на экономическое развитие страны говорить не приходится. Именно в силу отсутствия системности в действии борющихся за власть политических лидеров. Все силы уходят на войну.

Попытаемся отстраниться от риторики противоборствующих сторон. Начнем с хорошего. В стране наблюдается устойчивый экономический рост. Причем если в прошлом году он был высок, однако темпы прироста ВВП от месяца к месяцу сокращались, а инфляция росла, то в этом году наблюдается обратная тенденция. Темпы роста плавно, но увеличиваются. Инфляция, достигнув, пика в марте-апреле, несколько сбавила обороты. Радует и то, что наконец-то локомотивом экономического развития стало машиностроение. Теперь оно, по вкладу в прирост ВВП опережает металлургию, хотя относительная доля в общем объеме производства еще значительно меньше. Наши аграрии в этом году собрали неплохой урожай, что, по мнению экономистов, поможет и инфляцию задавить и рост ВВП обеспечить (по оптимистическим прогнозам - до 8%, скептики-реалисты все-таки склоняются к 6%).
Проанализируем такую, на первый взгляд, жизнеутверждающую ситуацию. Во-первых, это благоприятная конъюнктура на мировом рынке металла. Резко стартовав практически с начала 2008 г., цены росли, не останавливаясь даже на традиционные летние каникулы. Правда, в августе началось резкое снижение цен, вызванное внезапным укреплением доллара и некоторому «откату» с ранее занятых ажиотажных ценовых высот. Но даже в сентябре цены на металл на мировых рынках были на 40-50% дороже, чем в начале года.
И предприятия, в общем, обеспеченные собственной рудной базой, в подобных условиях чувствуют себя вполне комфортно. Украина обеспечена рудой сверх меры. Другое дело, что и внутренний рынок ЖРС монополизирован, поэтому не все предприятия могут извлечь всю выгоду из нынешнего положения. Цены на энергоносители, которые в Украине все еще заметно ниже мировых, позволяют получать более чем серьезную прибыль даже весьма изношенным метзаводам. Что формирует положительную динамику в отрасли. Правда, как ни странно, не такую внушительную как в прошлом году.
Это объясняется, во-первых, тем, что восстановительный рост в металлургии почти завершился. То есть наращивать производственные показатели на десятки процентов в год за счет запуска простаивающих мощностей уже не получается. Но как бы там не было, беспрецедентный, превышающий прогнозные показатели, рост цен на металл в этом году, конечно, положительно скажется на состоянии украинской экономики в целом.

Принято стенать по поводу крайней энергоемкости экономики нашей страны и указывать на катастрофические последствия роста мировых цен на энергоносители для украинских предприятий. Действительно, основные фонды металлургических заводов кардинально не обновлялись лет 60, химических - лет 40. А это ныне базовые отрасли украинской экономики, созданные во времена дешевых ресурсов. Но не будем путать отдельные отрасли и весь хозяйственный организм в общем. И металлургии и химии придется пройти серьезную модернизацию, чтобы и далее оставаться на плаву. У металлургов для этого точно есть финансовые возможности.
Но посмотрим на это с другой стороны. Высокие цены на энергоносители являются катализатором текущего продовольственного кризиса, охватившего весь мир. С одной стороны, наблюдается естественное увеличение себестоимости сельскохозяйственной продукции по причине удорожания горюче-смазочных материалов. С другой, рост цен на нефть провоцирует уменьшение площадей под пищевые культуры, в пользу технических (рапс), с целью обеспечить производство альтернативного нефтепродуктам биотоплива. Более того, все большая часть собранных зерновых идет на производство этанола - на замену бензину. А потребление продуктов наоборот растет. Причем, если ранее миллиарды людей в Юго-Восточной Азии в силу бедности сидели, главным образом, на вегетарианской диете, то теперь, на волне экономического бума в регионе, все большей популярностью пользуются мясные продукты.
Итак, рост цен на энергоносители приводит к сокращению предложения основных зерновых культур на международном рынке. Бурное развитие Китая, Индии и сопряженных государств Юго-Восточной Азии повышают спрос на них по степенному закону. Как следствие - в 2007 г. цены на продукцию во всем мире выросли в среднем на 40%. В году 2008 рост может быть не менее впечатляющим.
Причем, наибольшими темпами растут как раз цены на зерновые, производство которых - профиль именно украинских аграриев. Для внутренних потребностей Украине необходимо 25-28 млн. т зерновых. Этого, на наших почвах и при минимально благоприятных погодных условиях и чисто символической обработке можно достичь, просто засеяв 12-14 млн. га (из общего фонда сельскохозяйственной земли порядка 30 млн. га - это без учета истощенных почв, которые, в принципе, также могут использоваться). Собственно, таким образом, все и происходило в «веселые» 90-е годы, да и сейчас во многих не слишком крепких хозяйствах. Если повезет с погодой, то при подобном агротехническом минимуме можно собрать и 35-40 млн.т. То есть, остаются неплохие объемы для экспорта.

Если же удобрять и обрабатывать посевы согласно биологически обусловленным требованиям, то, как отмечают эксперты, 50 млн. т можно собирать хоть каждый год. И это не предел. Были бы необходимые вложения.
А при умелом хозяйствовании на селе и нынешних ценах на зерно наш аграрный потенциал может перекрыть, или, по крайней мере, скомпенсировать
увеличение цен на газ для нашей экономики. Напомним, что Украина покупает за границей 55 млрд. м3 природного газа по цене $180 за 1000 м3, то есть платит, таким образом, порядка $10 млрд. Следовательно, увеличение цены на 50%, до $270 за 1000 м3, потребует дополнительных $5 млрд., которые вполне реально выручить от экспорта зерновых.
Заявления про возможность куда более серьезного повышения цен на газ для Украины в следующем году, выглядят скорее как инструмент политического давления. Ведь если говорить про рыночные цены на голубое топливо, то наша страна может потребовать и рыночных ставок по транзиту. В общем, на 2009 г. справедливой выглядит цена в $260 - 300 за 1000 м3. Что, как уже указывалось, неприятно, но терпимо, учитывая хорошие тенденции для аграриев и металлургов. Да, в этом году нам повезло с погодой. Однако цены на продукты будут расти и далее, причем не медленней, чем на энергоносители, а может и быстрее. Что обусловит повышение агротехнического уровня нашего сельского хозяйства, и, как следствие, повышение урожайности. Так что и в дальнейшем поступления от экспорта зерна будет хорошим амортизатором «энергетических шоков». Тем более замечательным, что размер означенных поступлений будет прямо пропорционально зависеть от цен на энергоносители на мировых рынках.
Второе, не мене важное следствие роста цен на нефть и газ - высокая.
Заявления РФ про возможность серьезного повышения цен на газ для Украины в следующем году, выглядят скорее как инструмент политического давления
положительная динамика в экономике РФ. Вызвана она не только банальным притоком нефтедолларов в страну, но и достаточно разумной политикой правительства РФ. Для создания бюджета, в большей степени используются именно доходы государственных сырьевых монополий, остальные же сектора экономики платят относительно небольшие налоги. Что стимулирует их развитие. Но бурный рост упирается в инфраструктурный фактор. Идеология великой державы призывает гордиться наибольшей в мире территорией и ресурсами, но для поддержания всего государственного организма в рабочем состоянии необходимы колоссальные усилия.

И реалии таковы, что значительную долю своего сырьевого богатства России вынуждена конвертировать в инфраструктуру. В том числе энергетическую и транспортную. Причем, собственных производственных мощностей для обеспечения реконструкции подержанных уже систем явно не хватает. Не менее
четверти машиностроительного потенциала бывшего СССР осталось в Украине. Взоры российских машиностроительных холдингов теперь и прикованы к родственным по направлениям предприятиям.
Обращает внимание на украинское машиностроение и российская власть, видя возможность обеспечить обновление своей инфраструктуры и промышленности дешевыми украинскими высокотехнологичными продуктами. И одновременно усилить свое влияние на процессы в Украине, привязав выпускающие их предприятия к отечественному рынку и российским собственникам. Надо отметить, что подобный путь - путь наименьшего сопротивления. Но он позволит быстро поднять наше машиностроение на достаточно высокий уровень.
Будем надеяться, все же, что наши политические лидеры сумеют найти баланс между соблазном допуска в отечественное машиностроение российских собственников, что ускорит его развитие, и сохранением неких степеней свободы в этом вопросе. В любом случае, российские заказы от нас никуда не денутся - страна на подъеме и спрос в этом направлении не насыщен. Другое дело, сумеют ли наши предприятия самостоятельно воспользоваться полосой успеха для коренной модернизации собственных мощностей.
Помимо этого, в условиях мировых энергетических потрясений спрос на продукцию, например, украинского энергомаша серьезно растет в таких бурно развивающихся странах как Индия и Бразилия.
Как видим, рост цен на энергоносители, с одной стороны, угрожает значительно снизить рентабельность базовых на сегодняшний день отраслей украинской экономики. Но он же дает нам в руки шанс на развитие своего сельскохозяйственного потенциала и возрождение машиностроения. То есть, уход от энергоемких отраслей в сторону менее затратных по ресурсам и более высокотехнологичных направлений в экономике. При этом хорошая конъюнктура (с октября, скорее всего, рост цен на металл возобновится, хоть и не такой ажиотажный, как весной) на мировых рынках металла позволяет, и металлургии пройти сложный этап технического перевооружения и предстать в качественно новом.

Неплохой экономической ситуацией грех пользоваться только как локомотивом для вознесения во власть виде - более энергоэффективном и экологически чистом.
Отсюда следует}, что хотя в частностях нынешняя ситуация в глобальной экономике и бывает неприятна для отдельных украинских предприятий, но рассматривая всю экономику в общем, стоит признать очевидные положительные тенденции. Удорожание энергоносителей стимулирует к более эффективному их использованию и одновременно открывает новые возможности.
Можно, пожалуй, сказать, что ближайшие два-три года будут достаточно благоприятными для Украины в экономическом отношении. Но в полной мере использовать открывающиеся возможности мешает перманентная избирательная кампания, идущая в стране. Мало того, что непопулярные системные изменения откладываются в долгий ящик, непомерно раздутая «социалка» провоцирует инфляцию.
Стоит отметить, что, конечно, в развитии инфляции весомую роль играют внешние факторы. Уже упоминавшийся рост цен на продовольствие вымывает дешевые продукты питания с украинского рынка, скачок расценок на энергоносители особенно болезненно отражается на нашей энергонеэффективной экономике. Наконец, замедленная реакция Национального банка на девальвацию доллара (до недавнего времени не отраженного соответствующей ревальвацией гривны) привела к так называемому, «импорту инфляции» извне. По данным экспертов подобное положение привело к повышению цен на 10%.
Однако все вышеперечисленные факторы удваиваются за счет фактора психологического. Как только правительство начинает говорить о намерении повысить жизненный уровень населения, умное население понимает - будет инфляция. И бросается покупать, пока дешево. Тем самым, провоцируя такой скачок цен, который чисто рыночным равновесием не объяснить. Положа руку на сердце - ну не такие уж масштабные обычно социальные инициативы правительства, как о них принято говорить. Зато пиар по их поводу поставлен неплохо. Как у правительства (ну вот, народ, сейчас заживем!), так и у оппозиции (спасайся, кто может, инфляция!).
В конце концов, и правительство, и Национальный банк взяли курс на борьбу с инфляционными тенденциями. Действия классические - связывание денежной массы всеми возможными способами: удорожание кредитов и ограничение их выдачи, накопление излишка налоговых поступлений на счетах Минфина, укрепление гривны. Теперь уже от оппозиции посыпались упреки во вредности подобных мер для экономического развития. Ну что поделать, отвечают им, конечно скорость роста нашей экономики это, конечно, снизит, зато ее не будет так заносить на инфляционных поворотах. Все это, конечно, справедливо. Всегда перед государственными финансистами стоит дилемма, что в данный момент важнее - поднимать экономику (и наплевать на инфляцию) или пытаться сохранить финансовую стабильность, рискуя затормозить рост ВВП.
Инфляция сейчас в самом деле больше угрожает Украине, нежели экономическая стагнация.
Так что теоретически, пока правительство и Нацбанк все делают правильно. Украинские финансы надо охладить. Но реально инфляцию можно победить не монетарными мерами, от которых она в украинской ситуации зависит во вторую очередь, а структурными преобразованиями в экономико-правовом поле. Эти преобразования должны быть направлены на создание действительно конкурентной рыночной экономики, а не системы «отраслевых олигополии».

А в принципе неплохой экономической ситуацией грех пользоваться только как локомотивом для вознесения во власть. Ведь, направив бюджетные вливания на реконструкцию коммунальных сетей и теплогенерирующих станций, государство проводило бы действительно социальную политику. Ни для кого не секрет, что наша коммуналка обогревает Вселенную. Глядишь, если хорошо вложиться в ЖКХ, и при нынешних тарифах можно будет пережить рыночные цены на газ, не повышая их до заоблачных высот.
Подведем итог. Внешнеэкономические тенденции не предвещают Украине пути устланного розами, однако они же и дают шанс выжить в борьбе с трудностями, построить гораздо более достойную экономику. Но, отсутствие продуманной внутренней политики по энергосбережению, развитию цивилизованных рыночных отношений и повышению эффективности социальных систем, может значительно уменьшить положительный эффект означенных тенденций и обострить их негативные стороны. Будем все же надеяться на лучшее. Поводы для осторожного оптимизма есть.


К списку проектов




Rambler's Top100