Чермет в августе-сентябре
18 мая 2010 12:17Мировой рынок черного металла ушел в крутое пике. Чем это вызвано и как отразится на украинском рынке?
Мировая экономика затормаживает, и это неоспоримый факт. Причины такого явления общеизвестны. С одной стороны - непростая ситуация на финансовом рынке Соединенных штатов. И поскольку все мы живем фактически в долларовом пространстве, это напрямую влияет на экономические процессы во всем мире. Во многом именно финансовый кризис стал катализатором взлета цен на сырьевые продукты. Или, по крайней мере, значимым фактором, без которого этот взлет был бы куда более пологим. Наглядный тому пример - повышение цен на руду и энергоносители. Вместе с существенным ограничением кредитных ресурсов, это привело к закономерному результату: проблемы в экономике появились не только у Соединенных штатов, но и у Европейского союза и Японии. Даже Индия и Китай притормозили ранее почти вертикальный взлет своей экономики.
Как следствие - падение спроса на металл. Что не замедлило сказаться и на ценах. Для того, чтобы разобраться в причинах фундаментального августо - сентябрьского проседания на рынке металла необходимо учитывать все процессы, происходившие с ценами на металл в I полугодии. По идеи, мы имеем дело с формированием классического рыночного пузыря. Анонсируемое еще в предыдущем году удорожание железной руды, подстегивало потребителей запасаться металлом в традиционно спокойном январе. Эта тенденция сама по себе разогревала рынок, а учитывая существенное уменьшение доллара в то время, номинальные расценки (в долларах) за I квартал выросли очень существенно. Это заставило владельцев рудных компаний вспомнить о закрепленной во всех религиях норме о необходимости делиться с ближним своим. С этим благим предложением они и пришли на переговоры с крупнейшими металлургическими компаниями, которые к тому времени немало наварили за счет превентивной скупки потребителями металла по вроде как низким ценам. В общем, с помощью монопольного положения, рудные компании выторговали себе повышение на ЖРС в новом финансовом году на уровне 65-80%, вместо планировавшихся 40-50%. Что, естественным образом, послужило толчком к новому витку гонки цен на металл. Тем более, что переговоры по руде были несколько разнесены во времени, так что сохранялась интрига. Напомним, все это происходило на фоне невиданной активности Федеральной резервной системы Соединенных штатов, которая эмитировала доллары для спасения от банкротства хотя бы своих «несущих» финансовых учреждений. Спасти от банкротства удалось, однако как потом оказалось - не все, и ценой приличной инфляции. На этом фоне все свободные финансовые потоки их владельцы направляли в сырьевые активы, прежде всего, нефтяные фьючерсы и цветные металлы. Но и рынку черного металла доставалось. Плюс, некоторые региональные рынки, прежде всего, Ближний Восток на волне высоких цен на нефть получил возможность образовать высокий спрос на строительные материалы, в том числе и на конструкционную сталь. Что вызвало заметное превышение цен на нее в этом регионе, даже по сравнению с разогретым мировым рынком.
Однако по прошествии I полугодия оказалось:
Экономика Соединенных штатов больна, однако на пути к выздоровлению. Остальным странам в ближайшее время грозит только ухудшение показателей. Это вызвало резкую ревальвацию доллара с $1,6 за евро в июле, до $1,46 в сентябре.
Нефть существенно переоценена. Затормозившаяся мировая экономика потребляет меньше, а запасы на волне ажиотажного спроса только увеличились. В связке с ревальвацией доллара это привело к уменьшению номинальных цен на нефть со $140 в начале, до $100 в конце лета.
В Пиковые значения цен на рынке металла в начале лета побудили китайских производителей снова «охотиться» на внешних рынках, невзирая на заметные экспортные пошлины. А Китай - это серьезно, как в известном анекдоте: «сражений не было, пришел лесник и всех прогнал».
Снижение цен на нефть незначительно сыграло на снижении себестоимости металла, однако, благодаря снижению стоимости перевозок, позволило металлургам Поднебесной доставлять свою продукцию не только на рынки Юго-Восточной Азии, но и на Ближний Восток.
Помимо всего прочего, сегодняшнюю активность китайцев многие объясняют стремлением продать побольше перед закрытием «сезона охоты». Некоторые говорят, что китайское правительство планирует повысить экспортные пошлины на металлопрокат.
Как видим, наблюдаемая ситуация есть прямым следствием той лихорадки, которая охватила рынок металла в I полугодии. И по этой причине нынешнее падение не стоит переоценивать. Стабилизации ситуации стоит ожидать уже в октябре. Ведь ниже себестоимости продавать металлопрокат все равно никто не будет. А фактор высокой стоимости сырья никто не отменял.
Многие китайские производители, заработав немалые деньги в августе уже сейчас работают на пороге окупаемости, и многие метпредприятия сокращают объемы производства.
Конечно, вряд ли стоит ожидать возобновления стремительного роста цен в условиях общей вялости глобальной экономики и завершения строительного сезона в северном полушарии. До рекордных июньских значений цена на металл на мировых рынках в этом году не поднимется. Может не подняться и в следующем. Однако некоторое оживление все же возможно. Надо сказать, что сокращение спроса на внешних рынках для украинских металлургов совпало и с сокращением внутреннего спроса. Антиинфляционная политика правительства практически заморозила кредиты для строителей, основных потребителей металла в Украине. Совокупность этих факторов привела к закономерному результату - цены на металлопрокат перестали расти и даже двинулись вниз.
Мнения, по поводу октябрьских перспектив, весьма различны. С одной стороны, возможно дальнейшее понижение цен - как реакция украинского рынка на мировые тенденции с традиционным двухмесячным лагом. Однако, как уже указывалось, многие предприятия не только снижают расценки, но и сокращают производство. Их можно понять - дорогую руду надо оплачивать. Впрочем, предприятия группы «Метинвест» у которых нет проблем с сырьем, могут себе позволить понижение цен, что подтолкнет и других производителей к таким же шагам. Это, конечно, еще «вилами по воде писано». Стоит также сказать, что в нынешней ситуации накапливается отложенный спрос. И когда иссякнут запасы I полугодия, он непременно отзовется. Следует принимать в расчет и традиционную специфику украинского рынка, где динамика роста цен всегда выше мировой, а динамика снижения - ниже. Поэтому в самом оптимистичном для потребителей случае вряд ли стоит ожидать падения расценок более, чем на 12-15% в нынешнем полугодии.
Подводя итоги, обозначим еще раз основные факторы, влияющие на цены.
Спрос на мировом рынке упал и вряд ли существенно вырастет в ближайшее время. С другой стороны, можно с достаточной долей уверенности говорить о достижении ценами на мировом рынке порога себестоимости, дальше которого они снижаться не будут. Это приводит к уменьшению производства стали и стабилизации спроса-предложения.
На внутреннем рынке, потребление оставляет желать лучшего. Конечная цена металлопроката для потребителей все равно остается высокой. Кризис на рынке недвижимости и сопряженной с ним строительной отрасли, также не способствует активизации спроса. Это очень мощные факторы, создающие тенденцию к снижению цен на металл в Украине. Про повышение в будущем даже не идет речи. Однако темпы снижения расценок могут быть различными. Удержать цены на высоком уровне может помочь девальвация гривны, возможность которой все чаще обсуждается в связи с необходимостью откорректировать весьма сомнительный торговый баланс Украины. Также, если китайские власти введут новые экспортные пошлины, уменьшив экспорт металлопроката из Поднебесной, конкурентоспособность наших метзаводов на внешних рынках может повыситься. Следовательно, уменьшится их лояльность к внутреннему рынку.
Однако, текущие тенденции определяют ценам одно направление -вниз.
К списку проектов