midium.ru

Сокращение выбросов парниковых газов по энергосберегающим технологиям

28 мая 2010 10:18

В последние годы все более актуальной и обсуждаемой становится тема энергосбережения. Еще одной актуальной темой стали ухудшение экологии, парниковый эффект и все вытекающие отсюда последствия. Как оказалось, теперь можно экономить энергию, заботиться о природе и при этом зарабатывать деньги.

Парниковый эффект
История проблемы парниковых газов такова. В 1990 г. на саммите в Рио-де-Жанейро была подписана конвенция в рамках ООН по проблеме изменения климата. Проблема состояла не в том, что становится тепло, а в том, что тепло становится слишком быстро и это потепление является результатом деятельности человека. На планете сжигается через, чур большое количество ископаемого топлива, в котором есть углерод, который в свою очередь выбрасывается в атмосферу. В результате создается парниковый эффект. В 1992 г. ООН была подписана рамочная конвенция об изменении климата, к которой Россия присоединилась в 1994 г. На совещании в Киото в 1997 г. был принят протокол по принципу «от слов к делу». Тогда была сформулирована цель - стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на безопасном для человечества уровне. Россией протокол был утвержден в 2004 г. Этот документ устанавливает определенные ограничения на выбросы парниковых газов для промышленно развитых стран (и только для промышленно развитых). В приложении «Б» к протоколу перечислены обязательства этих стран по выбросу парниковых газов в атмосферу. Обязательства России были определены как «не превысить уровень 1990 г.».

При этом солидарные обязательства стран Евросоюза - минус 8% к 1990 г. Но параллельно с этим были придуманы «механизмы гибкости». Они позволяют сокращать выбросы там, где это дешевле. Это значит, что каждая страна имеет право находить на территории других стран проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов, и инвестировать в них. При этом сокращения выбросов идут в заслугу стране-инвестору. Всего «механизмов гибкости» три - статьи 6, 12 и 17. Статья 6 предусматривает возможность совместной реализации проектов по сокращению выбросов, а, по сути - торговлю сокращениями выбросов между развитыми странами. Это называется «совместное осуществление». Статья 12 - механизм чистого развития. Позволяет развитым странам вкладывать средства в проекты по уменьшению выбросов на территории развивающихся стран. Статья 17 определяет торговлю выбросами. Если у одной страны выбросы оказываются ниже установленного для нее квоты, то этот избыток квоты можно продать другой стране. При этом, однако, вырученные средства от продажи квоты можно тратить только на «зеленые проекты». Этот механизм получил название «Схема зеленых инвестиций». Условиями протокола определено, что сокращение должно быть устойчивое, сознательное и инвестируемое в виде отдельного проекта. Важно помнить, что для зачета выбросов как сокращенных действия должны быть инновационными, т.е. предусматривать внедрение новых технологий, которые еще не стали общей практикой в стране, где реализуется проект. Помимо этого, проекты по сокращению выбросов не должны быть самыми прибыльными. Считается, что экономически выгодные проекты будут реализовываться и без дополнительного стимулирования в виде механизмов Киотского протокола. Поэтому у каждого такого проекта должна быть, как минимум, одна разумная альтернатива, которая требует меньших затрат или дает большую прибыль и при этом связана с заведомо большими выбросами парниковых газов. Эта альтернатива и будет считаться базовой линией, в отношении которой определяются сокращения выбросов.
Технологии сокращения. По мнению Михаила ЮЛКИНА, директора по проектам совместного осуществления компании Cameo International, занимающейся размещением углеродных активов, Россия в ближайшее десятилетие не сможет превысить уровень 1990 г., потому что, промышленность после кризиса середины 1990-х развивается по другому пути. Поэтому для нас сокращение выбросов может рассматриваться с экономической и энергосберегающей точки зрения. Михаил Юлкин рассказал о технологии сокращения выбросов. «Нет задачи «поймать» эти газы.

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» начальник производства морской техники и гражданского судостроения Валерий БОРОДИН. - Валерий Викторович, какие платформы на данный момент производит Севмаш, чем интересны эти проекты? - По заказу ОАО «Газпром» мы строим МЛСП «Приразломная». Для норвежской компании Moss Mosvold Platforms строим две морские универсальные полупогружные платформы Moss CS-50. «Приразломная» - первая в мире платформа такого проекта. Она предназначена для разработки Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море. Уникальность ее в том, что платформа будет работать в экстремальных климатических условиях: в паковых льдах и при температуре до -50°С. Помимо этого, это очень большое сооружение: габариты кессона платформы на уровне дна 126х 126 м, высота до верхней точки факельной вышки - 120 м, вес около 110 тыс. т. Танки кессона вмещают 110 тыс. м3 нефти, есть устройства прямой отгрузки нефти на танкеры. Жилой блок рассчитан на 200 человек. Платформа предназначена для круглогодичного эксплуатационного бурения, оснащена буровой вышкой, двумя кранами, вертолетной площадкой. Крупный кессон из хладостойких
сталей, применение титановых трубопроводов большого диаметра потребовали серьезных усилий в проектировании, в котором участвовали конструкторские бюро Морнефтегазпроект, ЦКБ МТ «Рубин», ПКБ «Севмаш», КБ «Коралл» (Украина), фирма KBR (Великобритания). Специально  для   «Приразломной»  в  «Прометей» были созданы марки хладостойких сталей, металлопрокат был произведен на ОАО «Северсталь», на Севмаше обучены и аттестованы сварщики. Платформа Moss CS-50 относится к шестому поколению полупогружных платформ, спроектированных норвежской компанией Moss Maritime. Она имеют вид сооружения катамаранного типа, размещенное на двух понтонах, корпус поддерживают шесть стабилизирующих колонн. Габариты 118*70*40 м, вес около 15 тыс. т. Платформа строится с полным корпусным насыщением и со свободной палубой. В зависимости от назначения в дальнейшем на ней, может быть, разместить любое оборудование: добывающее, буровое, крановое, жилое. - На какой стадии находится строительство «Приразломной»?

Сейчас  «Приразломная»  уже собрана полностью и пришвартована к достроечной набережной. Технология строительства была столь же уникальна, как и сама платформа. Конструктивно МЛСП состоит из опорного кессона гравитационного типа и верхних строений. Кессон состыкован из четырех суперблоков, которые построены в цехах предприятия, спущены на воду и соединены между собой на плаву по разработанной на Севмаше технологии с применением подводной сварки. Операция по стыковке таких конструкций проведена впервые в мире, работа Севмаша удостоена Ломоносовской премии в номинации «Техника». Верхние строения Приразломной» состоят из модернизированных строений бывшей в эксплуатации платформы, приобретенной для этих целей заказчиком. В 2002-2003 гг. специалисты   Севмаша   обеспечили перевод этой платформы из Норвегии в Кольский залив, провели сложнейшие операции по демонтажу конструкций, пересадке их на баржу, транспортировке в Северодвинск, установке на специальные понтоны-опоры для выполнения модернизационных работ. Осенью 2006 г. проведена уникальная морская операция по сборке платформы в единую конструкцию. Технологию разработали на Севмаше. Кессон платформы был погружен на дно залива, после с барж большой грузоподъемности с помощью 100 стапельных тележек на кессон
перекатили вспомогательный модуль и конструкции верхних строений.
- Как развивается сотрудничество с норвежскими компаниями?
- В 2005-2006 гг. с представителями группы компаний Moss были заключены контракты на строительство двух морских платформ Moss CS-50. Понтоны первой платформы с установленными на них частями опорных колонн были построены в стапельном цехе, спущены на воду. Полностью платформа была собрана уже на плаву. Сегодня на ней заканчиваются сборочно-сварочные и окрасочные работы, монтаж оборудования и систем. На стапеле формируются понтоны второй платформы. Первую Moss CS-50 планируется передать заказчику осенью 2007 г., вторую - в начале навигации 2008 г. Президент компании-проектанта Moss Maritime Пер Кристенсен дал хорошую оценку работе Севмаша, отметив, что предприятие является самым подготовленным в России для строительства морских платформ. Высоко оценили качество продукции Севмаша инспекторы компании Eni Spa. - Какими видятся перспективы развития этого направления? - Для Севмаша создание морской техники для освоения шельфовых месторождений Арктики является приоритетом в выпуске гражданской продукции.

Перспективными заказами могут стать объекты для освоения Штокмановского
газоконденсатного месторождения и модули завода по сжижению природного газа для месторождения полуострова Ямал. Законодательная база этой работы была заложена еще в 1996 г., когда Указом Президента РФ (№765, от 23.05.96) Севмаш, как базовое предприятие Государственного отечественного центра атомного судостроения, был определен генеральным подрядчиком по созданию морских нефтегазовых сооружений. Для строительства МЛСП «Приразломная» при участии ОАО «Газпром» была проведена модернизация предприятия, в которую вложены несколько десятков млн. долл.
Сварочные работы модернизированы корпусообрабатывающее, корпусно-сварочное и стапельное производства, электродный цех, установлено современное газо-резательное, сборочно-сварочное и окрасочное оборудование, приобретен 400-тонный плавкран, оборудованы достроечные набережные, укреплена подошва наливного бассейна, выполнено углубление заводской акватории и морского канала Северодвинска. В настоящее время Севмаш практически готов к реализации любых крупных инженерных проектов. Сейчас, например, мы, совместно с РАО «ЕЭС», активно работаем по теме «Альтернативная энергетика» - строим энергоблоки приливных электростанций. На нас «работает» и выгодное географическое положение предприятия: прямой выход в Белое море и непосредственная близость к месторождениям Арктики, и?

 


К списку проектов




Rambler's Top100