Игры в аукцион
29 июля 2010 11:02Москве придется смириться с приходом новых игроков.
Недавно пришедшие в девелопмент финансово-промышленные группы стали энергично теснить старых игроков, вынуждая городскую власть менять правила игры. Рынок второй месяц живет в ожидании сенсаций. Будут ли оспорены результаты скандального аукциона по продаже имущества АЗЛК «Москвич»?
4 декабря прошлого года с аукциона была продана недвижимость обанкротившегося АЗЛК «Москвич». За 5,547 млн. рублей (сумму, лишь немного превышающую стартовую цену) 54 объекта недвижимости общей площадью около 750 000 кв. м на 94 га земли достались УК «Метрополь». Хотя на лот были и иные претенденты: девелоперская компания Mirax Group готова была заплатить больше, а столичные власти хотели купить эту недвижимость, так как собираются расширить производство автомобилей Logan совместно с Renault.
При этом «Метрополь» приобрела большую часть активов «Москвича», а сумма, полученная за них кредиторами, составила лишь четверть с небольшим от совокупного долга (общая кредиторская задолженность - 28 млрд рублей). Этих 5,5 млрд. не хватит, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами - Минфином России (18,847 млрд. рублей за импортное оборудование, поставленное в 1987 году под гарантии Внешэкономбанка), налоговыми органами (3,2 млн. рублей), Правительством Москвы (900 млн. рублей) и «Мосэнерго» (740 млн. рублей).
Победитель аукциона - УК «Метрополь» - входит в одноименную группу, которая почти на 100% принадлежит финансисту Михаилу Слипенчуку. В рейтинг богачей Forbes он пока не попал, хотя стоимость своей группы оценивал до приобретения активов АЗЛК в $1 млрд. В собственности «Метрополя» - инвестиционно-финансовая компания, корпорация «Металлы Восточной Сибири», сеть аккумуляторных заводов (40% российских автомобильных аккумуляторов), турбизнес. «Дочки» группы имеют лицензии на разработку рудников крупнейшего в мире месторождения бериллия, цинка (47% российских запасов) и свинца (24% российских запасов). «Метрополь» является одним из акционеров «Ростелекома».
Скандал разразился накануне аукциона. Правительство Москвы и девелопер Mirax Group не смогли принять участие в торгах. Mirax считает, что их специально не допустили к аукциону: представители компании не смогли найти конкурсного управляющего АЗЛК Александра Иванова, чтобы подать заявку на участие в аукционе. «Без подписи Иванова 1,1 млрд. рублей перечисленного задатка перешли бы на счета предприятия-банкрота, и Mirax никогда не смогла бы вернуть эту сумму, - рассказал ББ Владимир Букарев, адвокат коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры", представляющий интересы Mirax в суде, - в результате мы вынуждены были отозвать платежку». Mirax еще до аукциона, 1 декабря 2006 года, подала иск в суд с целью вынудить заключить соглашение о принятии задатка.
В ответ конкурсный управляющий Иванов назвал действия Mirax Group рейдерской атакой на «Москвич» и обвинил девелопера в намерении сорвать аукцион. Правительство Москвы, впрочем, тоже побоялось потерять задаток и отказалось участвовать в торгах за день до окончания подачи заявок. В принципе конкурсный управляющий АЗЛК считает все эти страхи безосновательными.
Следует заметить, что год назад столичные власти отменили аукцион, на который выставлялось в 4,5 раза меньше площадей недвижимости автогиганта. Но дальше затягивать процедуру продажи банкрота Москва не могла: это было бы уже противозаконно. Тем не менее, от своих планов получить долю площадей «Москвича» на развитие производства город не отказался. Поэтому последние два месяца наблюдатели со дня на день ожидали громких заявлений и судебных исков.
Но получилось как у Высоцкого: «мы не сделали скандала - нам вождя не доставало». Более того, 22 января Mirax Group отозвала свой иск к конкурсному управляющему АЗЛК «Москвич». И оспаривать результаты самого аукциона почему-то не спешит. По словам Букарева, девелопер ждет, когда с таким же иском обратится в суд хотя бы один из недовольных кредиторов завода. И лучше, если этим истцом окажется Правительство Москвы.
Но город явно не захотел стать «вождем»: мэр предпочел зарыть топор войны, купив у «Метрополя» площадку в 50 га и 492 852 кв. м производственных площадей за 3,621 млрд рублей. Причем 894,3 млн рублей из них город может получить обратно от АЗЛК в виде расчетов по долгам. Интересно, что остальные 2,727 млрд рублей Москва внесет деньгами, которые она вытребовала из федерального бюджета в виде субвенций на столичные функции. Москва, потерявшая эти субвенции два года назад, в прошлом году добилась от федеральной власти возвращения 3,3 млрд рублей. Остается непонятным, почему львиную долю этих денег столичные чиновники не пожалели на совместное с Renault предприятие «Автофрамос».
В этой ситуации участие в аукционе с задатком более миллиарда теряло всякий смысл, зато договоренности с «Метрополем» оказались очень выгодными. Хотя, и последний в накладе не остался, получив от московской власти зеленый свет на вступление в права собственности и строительство офисов, гостиниц и торговых комплексов на территории бывшего АЗЛК.
Как распорядится столичная власть своими 50 га земли, покажет время. В СП с Renault доля Москвы составляет лишь 6,59% акций. Столичные чиновники говорили, что расширение земельного участка на АЗЛК им нужно, чтобы увеличить производственные мощности СП «Автофрамос». Нельзя исключить, что часть этой земли окажется в распоряжении девелоперов. Например, той же Mirax Group. Неожиданно пропавший у нее энтузиазм к борьбе за недвижимость АЗЛК заставляет предположить, что девелопер хотел только поучаствовать в аукционе и был не очень заинтересован в победе. Напомним, что Mirax периодически участвует в городских инвестиционных торгах, однако без особого успеха: о том, чтобы компания взяла там хотя бы один лот, ничего не известно.
В принципе, вся эта аукционная история наглядно продемонстрировала, что новые игроки внедряют на столичном рынке свои правила игры, и Москве приходится с этим считаться. Город можно не допустить к торгам, втянуть в бессмысленные судебные процессы. Почти безнаказанно. Силами даже не очень богатого финансиста. Но похоже, это неизбежные жертвы большого передела дорогой московской земли.
К списку проектов